Владимир Георгиевич Тышкевич
   представляет материалы художественной самодеятельности МИФИ из своего архива

На начало раздела
Лист 28

Архив ''Художественная самодеятельность МИФИ''
Лист № 29
Так было
   Воспоминания Ю.Г. Древса, опубликованные в стенгазете факультета "В" "Вычислитель" № 10 (93) и № 11(94) в 1965 г.
     Обычный субботний вечер. Улица Кирова, 21. В проходной института списки на 50 человек. Когда стрелки часов приближаются к десяти, появляются самые аккуратные. В спортзале заканчивается установка сцены – ещё полчаса и можно начинать репетицию. Дело в том, что завтра – вечер-смотр художественной самодеятельности факультета ВМУ, поэтому дел хватает всем, и те пятьдесят, которые сегодня пришли в помощь тем, кто будет репетировать на сцене – едва ли не треть всех участников вечера. Закон суров: на вечер попадет только тот, кто помог его сделать. И сделать (помимо концерта) нужно многое:

     1. Написать хорошее и остроумное объявление (для Кировской, Пионерской, Сокола). *
     2. Заказать в типографии, потом получить 600 билетов и поставить 800 печатей (одна - для своих, две – для приглашённых)…
     …Организовать выставку факультетских художников.
     …Оформить зал и выдумать что-нибудь такое, от чего замерло бы восхищенное жюри.

     За всем этим люди, идеи, горячие споры, пропущенные часы лекций (по договоренности с деканом!) и все ещё непочатый край работы.
     Сегодня в 23.00, в субботу сделано основное: факультет, институт и ближайший квартал улицы Кирова знают, что завтра вечер. Известно также что билетов нет (на группу давали всего по три штуки) и единственный шанс добыть хотя бы один – стать лучшим другом народного артиста факультета, заслуженного артиста или, в крайнем случае, заслуженного деятеля искусств факультета, т.к. всем им (а их всего 24 человека и эти звания утверждены факультетом) билеты выдаются в неограниченном (в разумных пределах) количестве. Эти 24 достойны этого: вот уже в течение трёх лет ни один вечер (а их на факультете за это время было не меньше двадцати) не обошёлся без их участия. И в этот субботний вечер они пришли первыми, и в ожидании остальных занимаются не совсем творческой работой: народный артист факультета А.В. Скрипицин преобразовывает баскетбольный щит в балкон мусульманской мечети, другой народный - Л.А. Семенов – занят переноской частей сцены. Заслуженные бегают где-то под потолком спортзала, распутывая занавес…
     К двенадцати собираются все. Да иначе и быть не могло – в основном это старые, закалённые кадры, гордость факультета: они делали "Однажды вечером", "Фауста", "Тысячу и одну ночь", это благодаря им факультет ВМУ ** три года подряд завоевывает переходящий кубок за первое место в смотрах художественной самодеятельности института.

     Не было бы никакой необходимости заниматься сегодня воспоминаниями, если бы состояние дел нашей художественной самодеятельности могло кого-нибудь удовлетворить. Нас давно уже не удивляет полупустой зал на наших вечерах, беспомощность на сцене, зеленая скука и однообразие джазовых "переплясов". Мы возмущаемся, мы сравниваем себя с другими ВУЗ’ами, мы завидуем молодежным институтским кафе, но… - страшное дело – чаще всего говорим: "комитет не выполнил", "совет не сделал", "местком не помог". Поразительное по своей внутренней беспомощности, потребительское отношение – и к чему? К САМОдеятельности.
     Чем должны обеспечивать нас местком, комитет и т.п. и т.д.? Остроумием? Свободным временем? Энтузиазмом? Десять лет назад мы брали те же интегралы, гнули те же балки и чертили те же редукторы, что и сегодня; в нашем зале на Кирова 21 не было сцены, а вместо неё зал украшали баскетбольные щиты, артистической служила комната комитета комсомола, стулья для зрителей успевали расставить за 5 минут до начала вечера - но спросите любого выпускника нашего факультета с 1956 по 1962 год о его самых дорогих студенческих воспоминаниях и среди многих он обязательно назовёт наш факультетский вечер….

     …Вчера, на ночной репетиции, в пятом часу утра стало ясно: всё плохо, всё не смешно, играть никто не умеет и вообще, чтобы сделать этот вечер, нужно ещё месяц времени. И в знак глубокого траура Леня Семенов публично повесился вчера на веревке от занавеса. Это было вчера… А сегодня – в воскресенье – творческая группа с девяти утра переписывает неудачные сцены, оформители опутывают зал проводами, организовывая небывалые световые эффекты, пиротехники жгут свои ядовитые смеси, а артисты вместе с художниками закрывают старые стены спортзала художественно-юмористическими шедеврами.

     Конечно же, вечер состоится!
     И вот самые первые, самые аккуратные, самые нетерпеливые гости. По традиции первым мы вручаем букетики цветов – сегодняшним вечером мы приветствуем весну, а что может напомнить о ней лучше букета ландышей?
     Ничего, что зал ещё закрыт. В тесном пятачке перед залом выставка – "От 1 до 5". Все пять лет студенческой жизни разместились здесь, и каждый из рисунков гарантирует вам пять минут здорового смеха…
     А в зале всё уже готово. Зелёным сукном покрыт стол жюри, готова к запуску ракета и даже ведущие пойманы и сидят за кулисами, ожидая выхода.
     Стульев уже не хватает. Несут сверху из аудиторий, ставят в проходах. Жюри занимает места, двери закрываются. Прожектор выхватывает из темноты зелёное полотно занавеса…
     Старый наш занавес! Сколько видел и слышал он на своем веку! "Дни для студента всегда так незаметно бегут" - прекрасный студенческий вальс Володи Гладкова слышал он (занавес) в 1956 году. Здесь же в 1957 Вельзевул – Семенов – купил душу у Фауста – Скрипицина – и устроил его в МИФИ, дабы иметь в аду специалиста по новым методам варки грешников. По этой сцене ходили верблюды в нашем обозрении "Тысяча одна ночь" и именно отсюда прозвучала впервые крылатая фраза, обращенная к лектору: "Пора кончать, мы раньше начали!". Цыганский ансамбль и Герман Еремеев, железные стихи Маяковского в исполнении Игоря Грамотнева и бессмертный Бетховен в исполнении Фишмана заставляли взрываться аплодисментами наш старый, видавший виды спортивный зал на Кирова, 21.

     А сегодня у нас опера – опера из студенческой жизни. На сцене – заседание государственной экзаменационной комиссии. Идет защита дипломного проекта. Дипломник рассказывает о своей работе; на вопросы членов ГЭК’а он дает сбивчивые, но, в основном, правильные ответы. Правда, ГЭК сомневается в результатах работы дипломанта, но встает его руководитель и отводит нависшую угрозу:
     "Мой дипломант хорошим очень был,
     Мой дипломант усердье проявил
     Он старался, занимался вроде…
     Литературу изучил,
     Он всю ее переварил
     Сделал сам он с дядей Васей
     Шасси…
     Весьма, весьма, весьма способный дипломант!"
     поёт он. Но встаёт рецензент и заявляет, что весь проект списан. В оркестре звучит тема рока. "Чуют правду!» - трагически шепчет дипломант.
     "Но жалея его родителей,
     И труды его руководителей
     К обстановке применительно
     Мы оценим проект сомнительный
     Положительно!"
     предлагает председатель.
     "Удовлетворительно"! – заключает хор членов ГЭК’а.

     У нас не было тогда широко разрекламированных "творческих объединений" и "студенческих театров". Были "неорганизованные" энтузиасты, глубоко чувствовавшие стихию САМОдеятельности. Были В.М. Плужников и Г.Н. Алексаков, написавшие и поставившие оперу, был Лев Фишман – наш "оперный оркестр", был дипломант Еремеев, и десятки других, которые три года подряд завоевывали факультету переходящий кубок художественной самодеятельности.

     Но вот закрылся занавес. И, перекрывая грохот аплодисментов, над залом звучит отсчёт времени: " …. Три …. Два …. Один …. Старт"! – и в воздухе проносится ракета, взрываясь над столом жюри белым облаком листовок. На них – текст нашей новой студенческой песни – её мы будем петь сегодня.

     Но не только песни сегодня в нашей программе. "У нас везет только блондинкам" - мигает зелёным глазом вывеска беспроигрышной лотереи; рядом - выставка работ наших факультетских художников; в фойе Ю. Татур проводит аукцион – с мастерством профессионала он рекламирует свой товар, и зал дрожит от хохота. А в зале уже убраны стулья. На сцене – наш первый (и тогда единственный, но известный всей Москве) состав под руководством Ю. Козырева. А в перерывах между танцами – аттракционы: "молокососы", "надувалы", "художники", "будильник", "велосипедисты" и десятки других, рожденных буйной студенческой фантазией…

     Теперь об этой самодеятельной фантазии напоминает только старый кубок, пыльный приемник, вручённый когда-то факультету "В" как приз за первое место в смотре художественной самодеятельности института и пожелтевшие пригласительные билеты с датами 1956-1962.
    * - Здания МИФИ в те времена назывались по названиям станций метро, возле которых они находились.
    ** - Факультет вычислительных математических устройств ("В"), с 1958 г. - факультет электронных вычислительных устройства и средств автоматизации (ФЭВУСА, "В"), с 1966 г. - факультет электронных вычислительных устройств ("В"), с 1971 г. - факультет кибернетики ("К").

| На главную страницу | На начало раздела | Лист 28 | На начало страницы | Лист 30 | © de Vladi, 2011 г.